Владимир Вишневский: "Сейчас как подарю свое
искусство!"
С 16 по 26 июля в Израиле пройдут большие концерты трех
знаменитых сатириков и юмористов Аркадия Арканова, Владимира Вишневского и
Александра Каневского. Накануне своих израильских гастролей самый молодой из
них – Владимир Вишневский поделился своими соображениями о современном
предназначении поэта, рассказал о своих Музах и источниках своего таланта, а
также озвучил основные тезисы своих июльских выступлений в нашей стране
Большая юмористическая программа "Трое на одной сцене, не считая микрофона" пройдет в 11 израильских городах, где Вишневского уже давно ждет верная аудитория поклонников его таланта. А талант поэта у Вишневского проявился в большей части в юмористическом жанре, инкрустированном глубокими филосовскими и умозрительными размышлениями. Программные тезисы: "Опаснее всего на ровном месте!..", "Я умираю, но об этом позже…", "О дай мне, дай мне, дай мне удлинитель...", "Любимая, да ты и собеседник?!", "Исход семитов не всегда летальный" и многие другие – давно уже нашли отклики в народе. Именно за талант, а также его сестру - краткость, Вишневский и был удостоен звания "Народный поэт России". Как всегда, об этом стало известно… 1 апреля.
Несмотря на природную склонность к малым формам в литературе,
в жанре интервью наш герой отнюдь не был лаконичен и на все вопросы отвечал с
размахом, пестря цитатами из себя и других великих, но тепло и, кажется,
искренне.
- Часто ли удается встречаться со своим читателем?
- Для меня публичная деятельность – часть работы. Я работаю
над книгами, с радио и телевидением, и, говоря приземленно, одна из статей
моего дохода – это концерты, выступления, разъезды. Теперь это уже даже
физическая необходимость.
- Отличается ли израильский зритель от какого-либо еще?
(Тут нужно сказать, что среди израильтян, посещающих его
концерты, Вишневский явно в большом авторитете. Зритель берет, что называется, и
числом, и умением и отличается знанием литературных памятников Вишневского не
меньше самого автора). Но слово "невольнику чести":
- К любой аудитории отношусь трепетно. Но здешний зритель,
может, чуть более "продвинутый", знающий первоисточники, хотя
нескромно полагать, что все тебя должны знать… В Израиле – завидный зритель.
Выступать успешно можно в разных местах, но официальную проверку, зачет ты
проходишь именно здесь.
- В каком возрасте проявился ваш поэтический дар?
- Как все нормальные школьники-семидесятники, писать я начал
в 15-16 лет, но наиболее умные и практичные люди вовремя завязали с этим
неприоритетным занятием. А простодушные сделали поэзию своей профессией. Тут
для меня совершенно путеводной звездой служит цитата из Гофмана: "Нужно в
жизни сделать только то, что дается легко. Но делать это изо всех сил".
Может, я не изо всех сил занимался своим делом, но все-таки это вывело меня на
стезю, где я стал узнаваем.
- А когда обнаружилась склонность к минимализму?
- Когда-то я писал длинные стихи, добротную, скажем так,
лирику. Она была неплохая, но невыдающаяся и не сделала бы мне имя. Но потом
жизнь сама вывела меня в то пространство, в котором я персонифицировался. Ясно,
что одностишия – это видимая часть айсберга, своеобразная имиджевая удавка. Я
как раз настаиваю, что пишу нормальные лирические стихи, нормальной
протяженности, разве что иронические. Но благодаря телевидению, к которому я
очень хорошо отношусь, существует некоторый имиджевый перекос: коль Вишневский,
значит – одностишия. Чтобы не надоесть себе и окружающим, я хочу это выправить.
То, что хочет "выправить" Вишневский, принесло
ему, однако, широчайшую известность. Родоначальниками одностишия как жанра были
Брюсов и Карамзин. Позже появился Вишнеский, который "укрупнил и
приватизировал" этот жанр словесности. Современность, своевременность и
удобство стихотворения из одной строки в том, что пока в чтеца летит предмет из
зала, пока читатель с помповым ружьем не лишил его слова, поэт уже успевает
прочитать целое произведение о любви: "Ты мне роди, а я перезвоню"…
- Кто ваша Муза?
- Своим поэтическим и мужским привычкам я долго не изменял,
да и сейчас взглядам не изменяю. Я имею ввиду свое всегдашнее, совершенно
летнее (от слова лето) отношение к женщинам. Но, как это не банально звучит от
человека с моей репутацией, - у меня молодая жена, молодая мать, а моей дочке 6
июля исполнится 2 года. Поэтому сейчас я очень часто работаю в жанре отцовской
графомании, и в новой книжке "Вишневский сад", которую я привезу в
Израиль, есть целый раздел "Стихи дочери" под эпиграфом:
Как поздно я в России стал отцом,
О, Сколково уже мне не увидеть!
То есть, что касается Муз, у меня их две – жена и дочь, Таня
и Влада. Я смотрю налево и направо и восхищаюсь кем хочу!
- Кто-то из великих сказал, что настоящий поэт должен
быть голодным. Приходится ли вам идти на какие-либо лишения или самоистязания,
чтобы находиться в рабочей форме?
- У меня не было лишений. Считаю, что, наоборот, для поэта
необходима территория комфорта, где он может написать, как ему плохо. Но
написать хорошо. Есть такие стихи у Аронова:
Если над обрывом я рисую пропасть,
Подступившую как Весть,
Это значит: там где я рискую
Для мольберта место все же есть.
Должно быть место для мольберта. Голодным и пьяным я не могу
писать.
- То есть, по-вашему, место поэта не в рабочем строю, а в
мягком кресле?
- Всегда писалось хорошо, когда парилось, когда любилось…
Это российский стереотип, что поэту должно быть трудно. "Чем мне трудней
как человеку, тем как поэту легче мне!", - писал один стихотворец. Ничего
подобного! Мне писалось, когда было сыто-весело-хмельно и что-то предстояло
хорошее.
- Радует или раздражает наличие подражателей?
- Не раздражает уже и не могу сказать, что сильно радует. С
одной стороны, хорошо – это показатель востребованности. С другой – возникает
проблема расхитительства. Например, в свое время воровало "Русское радио",
но рядом своих выступлений я добился того, что меня там больше не воруют. Много
незаконного в Интернете, книги мои перепечатывают "пираты". С этим
приходится мириться, цивилизованно борясь за свои права.
Действительно, одностишие (или, может, верней – однострофие)
– вещь доступная и заразительная. Это бацилла, которой Вишневский инфицировал
широкие слои населения. В том числе и Израиля. Например, в далеком 1993 году
юмористический еженедельник "Бесэдер" даже провел всеизраильский
конкурс на лучшее одностишие. Тогда победил житель Иерусалима Александр Елин со
своим перлом: "Скажу отцу, чтоб впредь предохранялся!". Вишневский
считает это и другие конкурсные одностишия удачной на себя пародией и часто
цитирует их в своих выступлениях.
- Существует ли связь между поэзией Вишневского и не
менее полезной одноименной мазью?
- У Богословского есть эпиграмма на меня:
Его карьера удалась,
Ему ни в чем преграды нет.
Был популярен он как мазь,
Стал знаменитым как поэт!
На это я написал:
Не моя это мазь, не моя это пьеса,
Но моя это масть. И моя это бездна.
- Теперь, когда многое уже достигнуто, определили вы для
себя новые цели и рубежи?
- Главное, что должно быть – это чувство богобоязни и чувство
тревожного. Благодарение за какие-то уже случившиеся удачи. Самая большая удача
– это родиться у своих родителей и чем-то их порадовать. Поэтому я стараюсь выпустить
новые книги – их уже у меня 18 и еще 3 в работе, сниматься в кино – у меня 18
ролей, писать стихи, записывать аудиокниги – их уже 3, читать тексты свои и чужие.
Например, недавно по предложению издательства "АРДИС" в качестве
чтеца я записал "12 стульев" Ильфа и Петрова. В общем, главное на
данном этапе мне и как поэту, и как физическому мужчине – подавать признаки
жизни. Выпускать книжки и радовать живых. Потому что это, действительно, удача
– напечатать 20 строк и 20 раз у людей изменится настроение, на какой-то градус
они улыбнутся иначе… За эту удачу нужно благодарить, не расслабляться, а
главное – не надоесть себе. Есть такая строчка: "Изношен имидж, хоть и не
доношен. Сбривай усы, пока не отвалились…". Отовсюду нужно уходить чуть
раньше, чем жизнь тебя оттуда вытолкнет. Ведь, правда же?!
- В программе "Трое на одной сцене не считая
микрофона", которую скоро увидят израильские зрители, вместе с вами принимают
участие Александр Каневский и Аркадий Арканов. Что вам импонирует в творчестве
ваших коллег?
- Каждый по своему хорош, в том числе, и как партнер.
Александр Каневский – крепкий, известный, заслуженный, уважаемый, авторитетный
юморист, автор хорошей иронической прозы. Я видел, как хорошо его принимают и в
Израиле, и в России. Мне нравится его афоризм: "Израиль, как зеркало –
какую рожу скорчишь, такую и увидишь!". А Аркадием Михайловичем Аркановым
я просто восхищаюсь - и издали, и вблизи. В одной программе за 10 лет мы
объездили Европу и Америку. Этот человек в свои 70 с лишним лет удивляет
свежестью мозгов, креативностью, чувством юмора и, грубо говоря, талантом.
Кроме прозы, он пишет замечательные, очень смешные стихи. При все своей
неспешной харизме он довольно много успевает. Выступать с ним одно
удовольствие. Кстати, он еще и замечательно, с особым шармом поет свои песни –
израильтян, например, ждет его абсолютно волшебный номер "Гондурас",
всегда имеющий неизменный успех.
- Что вы приготовили для израильского зрителя?
- Израильскому зрителю в своей программе "Избранное для
избранных" я хочу представить, прежде всего, новый продукт под названием
"Ноу-хаус от Вишневского". Это поданный в игровой и, главное,
интерактивной форме с участием аудитории "спецкурс по оптимизации и
дебанализации общения". Свод практических рекомендаций учит как, например,
отвечать на хамство, как делать комплименты, как правильно выходить с просьбой
к начальству и так далее. Как в стихах, так и в прозе - "Я? В душу вам? Да
я же не доплюну!". В системе координат моего "ноу-хауса"
комплимент это – "правда, высказанная женщине публично". Чтобы снять
социальное напряжение вокруг себя, например, на завистливую реплику соседа:
"О, я смотрю у вас новая машина!", нужно ответить: "Да, просто
старую забрали за долги". В общем, на наших концертах я буду не просто
читать новые и старые свои стихи, а буду общаться с залом, что в Израиле мне
доставляет особое удовольствие. С собой я привезу свои книжки, некоторые из
которых стали уже раритетными, и с удовольствием их подпишу. В том числе и
аудиодиск "Запрещенный Вишневский", которого в продаже нет.
Большая юмористическая программа "Трое на одной
сцене, не считая микрофона" с участием Аркадия Арканова, Владимира
Вишневского и Александра Каневского будет показана:
16 июля, в понедельник, в 20.00 - в Иерусалиме (Театр
"Павильон");
17 июля, во вторник, в 20.00 – в Кармиэле ("Гехал
ха-Тарбут");
18 июля, в среду, в 20.00 – в Араде (Культурный центр –
Матнас);
19 июля, в четверг, в 20.00 - в Хайфе (Зал
"Раппопорт");
20 июля, в пятницу, в 20.00 – в Нацерет-Илите (Зал
"Эшколь ха-Пайс");
22 июля, в воскресенье, в 20.00 – в Ашкелоне (Матнас
"Вольденберг");
23 июля, в понедельник, в 20.00 - в Ашдоде (Аудиториум
"Рами Наим");
24 июля, во вторник, в 20.00 – в Беэр-Шеве (Консерватория);
25 июля, среда, 20.00 – в Ор-Акиве ("Гейхал ха-Тарбут");
26 июля, в четверг, в 20.00 – в Петах-Тикве (Зал
"Шарет").
Фото: Фото Боримир Пясецкий, Захар Шраменко
Борислав О.Протченко
С небольшими сокращениями материал был опубликован в приложении "Нон-Стоп" к израильской газете "Вести"
Комментариев нет:
Отправить комментарий