14 января 2011 г.

ОБНОВЛЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗРАИЛЯ. СЕРЕДИНКА ПЛОДА ПОЗНАНИЯ

Сегодня трудно себе представить этот холм в столичном Гиват-Раме без грандиозного архитектурного комплекса главной художественно-исторической сокровищницы страны – Музея Израиля. Причудливая чаша Храма Книги, увенчавшая древний холм, стала не только хранилищем национального достояния Государства Израиль и еврейского народа, но и одним из символов современного Иерусалима. Совсем недавно после трехлетней реконструкции музей существенно изменился и вновь заработал в полную силу


Второе дыхание 

Построенный по оригинальному проекту Альфреда Мансфельда и Доры Гад и открытый в 1965 году, Музей Израиля к своему сорокапятилетию значительно разросся - его площадь увеличилась в 10 раз и сегодня составляет более 20 акров (8 га). Галереи и выставочные залы занимают 58 тысяч квадратных метров, из которых в ходе реконструкции 7,8 тыс. кв. м были достроены, а 19 тыс. кв. м - обновлены и расширены. Затраты на ремонт, обновление, перепланировку и расширение музея обошлись меценатам и (в основном) государству в 100 миллионов долларов.


Обновлению и перепланировке подверглись, в основном, отделы археологии, изящных искусств и еврейского искусства и культуры. Группа дизайнеров под руководством Джеймса Карпентера из США при реконструкции не чуралась самых смелых идей, но при этом весьма бережно отнеслась к главной идее авторов музейного архитектурного комплекса - интерпретировать в духе модерна образ средиземноморской деревни.
С новшествами посетители сталкиваются уже на пороге музея – вход теперь представляет собой просторный павильон с кассами, рестораном, магазином сувениров и централизованным проходом во все музейные отделы.
Обновлению подверглось и оформление хронологической экспозиции археологии Эрец-Исраэль. Открылась первая постоянная экспозиция израильского искусства. Более чем вдвое увеличенная выставочная площадь отдела искусства ХХ века. Впервые представлена "аллея синагог" в центре отдела еврейского искусства и культуры.


Преобразование залов позволило вдвое увеличить ранее существовавшее выставочное пространство и более рационально расположить богатейшее собрание музея, которое, кстати, на сегодняшний день составляет около полумиллиона уникальных экспонатов.
Изменения коснулись не только архитектуры и планировки - специально для обновленного музея были заказаны две новые монументальные работы "И появится радуга" Олафура Элиассона и "Перевернутый мир" Аниша Капура, созданные в соответствии с новыми интерьером и архитектурой музея. Среди новых художественных приобретений – коллективная экспозиция "Выбор художников" Цви Гольдштейна, Сюзан Гиллер и Инки Шонибари.


Олафур Элиассон создавал свою "Радугу" из 360 фрагментов всевозможный цветов и оттенков, учитывая освещение и интерьер конкретного места в музейном пассаже

Пожалуй, главной археологической сенсацией обновленного музея стала уникальная девятиметровая фреска времен крестоносцев (XII век), которая считается самым крупным живописным произведением, найденным археологами на территории страны. Девять столетий назад роспись, по предположению исследователей, украшала стену одного из монастырей Иерусалима, но до наших дней дошла лишь часть грандиозного изображения.
Но самым приятным изменением для Музея Израиля после трехлетнего "затишья", пожалуй, следует считать возвращение публики – выставочные залы и павильоны вновь заполнены посетителями, музейная тишина приятно нарушена любознательным людским гомоном, в кассах приятно толпится довольно представительная очередь, а у столичных таксистов, дальновидно и беспроигрышно караулящих у выхода очумелого от обилия шедевров и артефактов клиента, снова появился гарантированный заработок.


Аллеи музея снова многолюдны



Критическая масса шедевров
- Наибольшим вниманием посетителей музея, как израильских, так и зарубежных, безусловно, пользуются свитки Мертвого моря, а также другие древнейшие манускрипты, среди которых "Кодекс Алеппо" X века – один из самых древних и наиболее полных еврейских библейских кодексов, всего более тысячи документов, - рассказывает координатор экскурсий Музея Израиля Эмилия Вид. - Большинство рукописей написано на иврите, некоторые на арамейском и греческом языках. Среди них - 200 самых древних в мире экземпляров библейских книг и неизвестные ранее тексты того времени - календари, заклинания, литургическая и магическая литература, воплощающая религиозное, литературное и духовное богатство народа Израиля 2000 лет назад. Все эти экспонаты, ставшие одними из самых значительных археологических находок последнего столетия, просто бесценны. И именно они, наряду с выдающимися работами художников и скульпторов, редчайшими предметами иудаики и уникальнейшими археологическими находками возводят наш музей в статус одного из самых крупнейших по значимости музеев мира.
До открытия Музея Израиля в еврейском государстве было всего два более или менее значительных собрания археологических памятников и предметов изобразительного искусства - открытый в 1948 году Центральный музей древностей Израиля и художественная академия "Бецалель" в Иерусалиме, основанная в 1906 году. В "Бецалеле" хранились приобретенные профессором Борисом Шацем картины еврейских европейских художников XIX века и привезенные перед Второй мировой в Эрец-Исраэль спасающимися от нацизма евреями из центральной Европы работы мастеров первой трети XX века. После войны коллекция пополнилась картинами, увы, потерявшими хозяев. После обретения Государством Израиль независимости меценаты со всего света продолжали дарить молодому еврейскому государству памятники искусств, их масса стала достигать критической стадии, и всем стало понятно, что стране необходим свой большой национальный музей. Другими словами, еще до своего открытия Музей Израиля уже являлся счастливым обладателем огромнейшей коллекцией древних артефактов, найденных при раскопках на территории Израиля, бесценных Кумранских свитков, богатейшей экспозицией мастеров искусств XIX-XX веков, среди которых имена Шагала, Сислея, Липшица, Моне, Матисса, Ренуара, Редона, Родена, Домье, Мура, Гогена и многих других икон современного искусства.
Но окончательно все определилось, когда на рубеже 1960-х барон Ротшильд подарил тогдашнему мэру Иерусалима Тедди Коллеку для столицы еврейского государства богатый французский салон XVIII века в стиле рококо с шикарными коврами, гобеленами, китайскими вазами и специальными кушетками для периодически падающих в обмороки дам. Принять и разместить у себя такой грандиозный подарок не смог ни "Бецалель", ни Музей Древностей, поэтому "Комната Ротшильда" стала первым официальным экспонатом будущего Музея Израиля.


"Комната Ротшильда"


Национальные особенности


Несмотря на то, что в большинстве своем Музей Израиля имеет общекультурное направление, его национальная составляющая, конечно, имеет важную и даже стратегическую роль. Археологические экспонаты, представляющие развитие и смену культур на территории Израиля и смежных стран от доханаанейского периода до крестовых походов, доказывают и подчеркивают факт еврейского присутствия на Святой земле в "доарабский" период. Нынешняя экспозиция "Рождение – Свадьба – Смерть" (как тут не воскликнуть: "Вся наша жизнь – одно из трех!") богатейшего отдела еврейской этнографии музея состоит из древностей, собранных на территории Израиля и других стран мира. Например, многослойное свадебное платье еврейской невесты из Йемена расшито золотом и украшено несколькими нитями ажурных бус, головной убор сверкает серебром. Свадебный наряд марокканской еврейской невесты по пышности и богатству может немного и уступает йеменской, однако содержит еще одно – исподнее – платье, в котором по окончании жизни нынешняя невеста будет похоронена. Экспозиция отражает этнические особенности основных ритуальных церемоний различных общин рассеянного еврейского народа - складывающиеся на протяжении столетий некоторые из них больше не практикуется, другие же все еще являются частью национальной традиции. Таким образом, по мнению кураторов экспозиции, прошлое и настоящее органично переплетаются в постоянно меняющемся ритме жизни.
Весьма представительна новая музейная экспозиция ханукальных светильников - 120 лампад являются не только обрядовыми предметами, но и произведениями искусства с высоким уровнем чеканки и ювелирного мастерства. Изготовленные из бронзы, серебра и олова, украшенные изящным орнаментом с еврейскими символами, ханукии отражают творческую свободу художественного выражения еврейских мастеров из 15 стран, включая Россию, а также влияние на них местных традиций и стилей искусства.
Интересна особенность ханукии XIX века, приехавшей в Израиль из одной из польских синагог, – согласно мудрому и дальновидному замыслу автора светильника, его верхушку венчает съемный и легко меняющийся элемент: отлитое изображение орла. В зависимости от того, кому на тот момент принадлежал город, в верхушку ханукии вкручивался тот или иной символ державы – обычный орел, если у власти была Австро-Венгрия, и двуглавый – если Российская империя.
Вообще, в закромах музея хранится богатейшая коллекция ханукальных светильников периода от XIV века до наших дней. Большая ее часть была собрана и передана в дар в 1963 году тогда только строившемуся Музею Израиля известным собирателем иудаики Зейде Шульманом, кстати, выходцем из Белоруссии.


Впервые открытая в этом году "Аллея синагог" в центре отдела еврейского искусства и культуры открывается шикарным барочным ковчегом итальянской синагоги XVIII века.
- Это типичная синагога в стиле барокко построена в 1701 году в маленьком итальянском городе Витторио Венето, расположенного в 60 км севернее Венеции, - рассказывает гид Музея Израиля Софа Гоман. - Украшенная вычурными люстрами и лепниной под золото и мрамор, синагога напоминает, скорее, небольшой театр - особенно галерея "эзрат нашим" (часть синагоги, где молятся женщины), которая расположена на верхнем этаже вдоль всех четырех стен. Высокий уровень декоративного оформления помещения и ритуальной утвари создает впечатление богатства и достатка ашкеназской общины Витторио Венето, хотя на самом деле она была одной из самых маленьких. Уже в XIX веке все прихожане разъехались по другим, более крупным, городам Италии, синагога же просуществовала до 1900 года.


Богато и вычурно выглядящая итальянская синагога XVIII века снаружи ничем не привлекала к себе внимания и выглядела, как обычный дом

Воротами в другой, но тоже еврейский мир можно считать восстановленный интерьер древней индийской синагоги "Кадавумбагам", с XVI-го до средины XX века стоявшей на краю еврейского квартала в Качине. Особенности быта в индийском штате Керала, где евреи обитали более двух тысяч лет, близкое соседство с мусульманами и индусами наложили, видимо, отпечаток на мировосприятии и мировоззрении еврейских мастеров из Качина, что самым причудливым образом отразилось на ажурных завитушках резного деревянного интерьера синагоги и затейливо запутанном орнаменте ее потолка, на котором рядом с традиционными иудейскими символами органично соседствуют характерные для культуры древней Индии декоративные детали типа изображений цветков лотоса, экзотических птиц и мудрых кобр.
Уникальной особенностью синагоги из Кочина является то, что в ней установлены две бимы (возвышение в синагоге, на котором стоит стол для чтения свитка Торы): одна, используемая по субботам и праздникам, расположена наверху перед галереей "эзрат нашим" и отделена от нее решеткой; другая стоит в центре и используется для ежедневных молитв.
- Но самый экзотический экспонат обновленной части музея – это построенная в 1736 году синагога "Цедек ве-Шалом" из Суринама, - продолжает свой рассказ Эмилия Вид. - Евреи Парамарибо (столицы этого южно-американского государства) постепенно ассимилировались, им стало трудно содержать… две синагоги. Дело дошло до того, что пришедшей в упадок суринамской еврейской общине, сейчас насчитывающей не более 200 человек, из которых только 60 регулярно посещают бейт-кнессет, меньшую из двух синагог пришлось сдавать в аренду под компьютерный магазин и Интернет-кафе. Ситуацию спас Музей Израиля – после нескольколетних переговоров интерьер синагоги вместе со всеми ритуальными предметами был выкуплен и вывезен в Иерусалим. Теперь эта реконструкция пользуется повышенным вниманием со стороны посетителей музея.


В индийской синагоге XVI века чтец Торы выбирал биму в зависимости от дня недели



Новый виток
При всей своей "серьезности" и академичности "взрослый" 45-летний иерусалимский музей после реконструкции снова кажется юным, легким и где-то даже бесшабашным. Сквозь вековую библейскую седину непререкаемых археологических и художественных шедевров прорастают юмор, метафоричность, а иногда и откровенно хулиганский нигилизм современного поп-арта. Изящной игрой, несомненно расширяющей границы искусства, выглядят и монументальная, но все же немного легкомысленная "Ахава" ("Любовь") Роберта Индианы; и больше похожая на схему спектрального анализа, чем на произведения искусства, "Радуга" Олафура Элиассона; и гигантский, уже до нельзя насытивший человечество плотью "плода познания" "Огрызок яблока" Класа Ольденбурга…
- В каждом огрызке остаются зерна, из которых прорастают новые надежды и свершения, - философски резюмирует нашу экскурсию Эмилия Вид. – Многогранность восприятия мира, его неоднозначность и неординарность, пугающая типичность и бесконечная индивидуальность всегда будут вдохновлять человечество на те или иные формы творчества. Это значит, что и наш музей будет обновляться и меняться, заботливо и надежно при этом сохраняя и преумножая национальные сокровища для будущих поколений.


Сотрудник Музея Израиля Эмилия Вид на фоне "Огрызка яблока" Ольденбурга


Нечто особенное
Самый большой на Ближнем Востоке макет древнего города построен именно для Музея Израиля – это расположенная на 1000 кв. м и выполненная в масштабе 1:50 модель Иерусалима эпохи Второго Храма (I век нашей эры)


● В Музее Израиля собрана самая большая в мире коллекция иудаики, причем, несмотря на то, что экспозиция занимает несколько больших залов музея, представленная часть составляет лишь 8% от всей музейной коллекции памятников религии, истории, культуры и быта еврейского народа

В Музее Израиля представлена коллекция постановочных снимков самого востребованного и высокооплачиваемого израильского фотографа Ади Неса – стоимость самой дорогой его работы достигает 264 тысяч долларов


● Самым миниатюрным (размером с монету) и при этом одним из самых древних (возраст - 233 тысячи лет) произведений искусства, представленных в доисторическом отделе музея, является крошечная скульптура женщины, изготовленная из вулканической лавы, – возможно, это одна из первых попыток человека запечатлеть в камне женскую красоту


● Самым дорогим экспонатом зала западноевропейского искусства XIX века считается холст Поля Сезанна "Деревенский дом у воды" (датируется примерно 1890 годом). Работая над этим полотном, Сезанн чуть ли не впервые отказался от концепции сиюминутности пленэрной живописи импрессионистов и для написания, казалось бы, простого загородного пейзажа использовал новый способ отражения глубины и объема за счет смелых сочетаний темных и светлых оттенков и тонов. Более того, именно в этой работе проявились первые элементы кубизма мастера – простыми геометрическими формами художник изобразил дом с разных точек зрения одновременно
Одним из самых ценных, но в данный момент не экспонирующихся шедевров Музея Израиля, является картина Рембрандта "Святой Петр в темнице" (1631 год). Подаренную супругами Стейнхардт из Нью-Йорка работу великого голландского живописца специалисты оценивают примерно в 25-30 миллионов долларов США


● Самым пестрым экспонатом музея является работа Олафура Элиассона "И появится радуга", которая состоит из 360 отдельных живописных фрагментов, отражающих все уловимые человеческим глазом оттенки цветов. Более чем двухметровое полотно отсылает зрителя к символу союза между Богом и человечеством в танахической истории о Ное. "Где, как не в Иерусалиме говорить о надежде на мир и спокойствие?!", - комментирует свой творческий замысел автор


5 причин посетить обновленный Музей Израиля


1. Монументальный пятиметровый "Перевернутый мир" Аниша Капура, находящийся в самой верхней точке музейного комплекса на площади "Краун". Это самый масштабный и, пожалуй, самый свежий экспонат музея


2. Реконструкция одной из старейших синагог западного полушария "Цедек ве-Шалом" из Суринама (XVIII век), знаменитой своей примечательной архитектурой и покрытыми песком полами. Белое деревянное помещение содержит предметы культа XVII-XVIII веков, в том числе менору высотой более двух метров и свиток Торы в футляре, украшенном серебром и драгоценными камнями


3. Самая крупная найденная на территории Израиля фреска XII века, на которой угадывается Иисус Христос в окружении Девы Марии и Иоанна Крестителя. Изображение сопровождает цитата на латыни из Блаженного Августина: "Кто осквернит имя отсутствующего друга, того больше не будут ждать за этим столом как гостя"


4. Инсталляция мексиканского художника Алекса Аморалеса "Черное облако", состоящая из 15 тысяч вырезанных из бумаги и таинственно шуршащих крыльями при любом колебании воздуха черных бабочек различных видов моли. Является экспонатом экспозиции "В спокойствии - в движении", вниманию публики представлена до апреля 2011 года


5. "Антигравитационная" шутка японского дизайнера Джунии Ишигами – удерживающийся только на двух опорах длинный ультратонкий девятиметровый стол, который уставлен грудой фруктов, овощей, цветочных горшков и прочих неожиданных предметов быта и при этом продолжает невероятным образом балансировать в пространстве, вопреки закону земного притяжения. При всей универсальности и "космополитичности" этого произведения, все объекты, из которых состоит инсталляция, приобретены автором на иерусалимском рынке "Махане Йегуда"


Галерея хануккальных светильников, в центре - польская ханукия XIX века, в верхушку которой раввин ввинчивал одно- или двуглавого орла, в зависимости от того, кому принадлежала власть в городе – Габсбургам или Романовым



Музей Израиля в цифрах


Олафур Элиассон создавал свою "Радугу" из 360 фрагментов всевозможный цветов и оттенков, учитывая освещение и интерьер конкретного места в музейном пассаже

Ежегодно Музей Израиля посещают около 950 тысяч человек

● Только за первый месяц после "второго" открытия обновленный Музей Израиля посетили более 138 тысяч человек. Ежедневная посещаемость на сегодняшний день составляет в среднем около 4,5 тысячи посетителей

● За 45 лет существования площадь музея увеличилась в 10 раз

● Обновленный Музей Израиля - это 58 тыс. кв. м выставочных площадей, из которых 7,8 тыс. кв. м было построено, а 19 тыс. кв. м реконструировано и расширено

● В результате реконструкции общая площадь выставочных залов увеличена в 2 раза

● Новые здания музея занимают площадь почти в 8 тысяч квадратных метров

● На сегодняшний день музей представляет вниманию публики не более 20% своих собраний – остальные экспонаты находятся либо в запасниках, либо участвуют в выездных выставках

● 500 тысяч экспонатов музея - исключительно подлинники. Единственная копия – реплика барельефа "Битва при Лахисе" из Британского музея

● В области археологии по богатству коллекций в мировом музейном рейтинге Музей Израиля находится на 10-м месте


Борислав Протченко 
Фото автора и пресс-службы Музея Израиля
Опубликовано в журнале "Мир путешествий" ("Вести", Израиль) в № 78
(ноябрь, 2010)


P. S. В качестве небольшого бонуса к описанию обновленного Музея Израиля предлагаю недлинное 7-минутное видео, снятое в музее "очень скрытной камерой", ибо любые съемки (как фото-, так и видео-) внутри музейных павильонов запрещены. Бдительные сотрудники заловили меня буквально на второй минуте съемок. Но охота пуще неволи - пришлось перейти на нелегальное положение. Чувствовал себя Штирлицем, с безразличным видом снимающим секретные документы специальной пуговицей. И одновременно - Прометеем, под угрозой целостности собственной печени, несущим свет в моем случае знаний дорогому зарубежному ровеснику.
Ситуацию осложнила предательски севшая батарейка видеокамеры. Короче, ничего особенного (кроме фрески, конечно, и, может быть Комнаты Ротшильда, Итальянской, Немецкой и Индийской синагог) снять не удалось. Но я старался.
В общем - вышло, что вышло.

Комментариев нет:

Отправить комментарий